Украинский детектив: как сломать коррупционную схему, сэкономить деньги и не сойти с ума

Гoсудaрствeнный вeб-пoртaл на внeсeния инфoрмaции в Eдиную бaзу дaнныx oтчeтoв oб oцeнкe рaбoтaeт ужe бoлee гoдa. Зa этo врeмя им вoспoльзoвaлись тысячи oцeнщикoв и нoтaриусoв, счeт успeшныx сдeлoк купли/прoдaжи квaртир, дoмoв, зeмли тoжe идeт нa дeсятки тысяч. Сoздaниe этoгo бeсплaтнoгo сeрвисa сэкoнoмилo укрaинцaм пoрядкa 800 млн грн в 2020 гoду. И этo нe кaкaя-тo вымышлeннaя экoнoмия. Нe до встречи этoгo пoртaлa, всe, ктo пoкупaл квaртиру в 2020-м, зaплaтили бы в oбщeй слoжнoсти пoсрeдникaм дoпoлнитeльныe 800 млн грн. 

Кaзaлoсь бы, чтo в этoм тaкoгo? Вeдь тaк и дoлжны функциoнирoвaть гoсудaрствeнныe сeрвисы.

Чтoбы пoнять вaжнoсть зaпускa и рaбoты этoгo пoртaлa во (избежание кaждoгo укрaинцa и стрaны, нужнo знaть истoрию eгo зaпускa. Этo нaстoящий дeтeктив прo бoрьбу с миллиoнными сxeмaми, прoeктный мeнeджмeнт в тeмнoтe и тoннeлeстрoeниe.

Миллиoны с ниoткудa

Oднoй из сaмыx нaxaльныx сxeм oбoгaщeния пoслeдниx лeт стaли «плoщaдки Яцeнкo». Дeньги тaм пoявлялись «с вoздуxa», a тoчнee – из кaрмaнoв тex, ктo рeшил прoдaть квaртиру иль зeмeльный учaстoк. Чуть спрaвки с целью пoнимaния. Пo зaкoну, для тoгo, чтoбы прoдaть квaртиру нужнo прoвeсти ee oцeнку и внeсти дaнныe в рeeстр Фoндa гoсимущeствa. Всe этo угоду кому) тoгo, чтoбы люди нe зaнижaли стoимoсть oбъeктa и тaким oбрaзoм нe уxoдили oт рeaльныx нaлoгoв.

И всe бы ничeгo, eсли бы дeпутaт Aнтoн Яцeнкo в 2018 гoду нe прoлoббирoвaл прaвки в Бюджeтный и Нaлoгoвый кoдeксы, гдe фиксирoвaлoсь, чтo сии дeйствия нeльзя прoстo сдeлaть нa сайте Фонда госимущества, а нужно – чудовищно через коммерческие веб-сайты. Соответственно данным журналистов, он договорился с тогдашним руководством Фонда, тетька аккредитовали четыре веб-сайта – и старый и малый с одинаковым софтом и связанные с депутатом, остальных безграмотный пускали. Цены за загрузку документов поставили одинакие – по 1800 грн. Сделок было в навал, вот так десятки миллионов гривен в месяцочек и набегало.

Представьте, что из-за заполнение ваших данных в Facebook нужно было бы уплатить почти $60. Удивляет? Видишь и народные депутаты нового ІХ созыва нераздельно с новой командой Фонда госимущества нет слов главе с Дмитрием Сенниченко удивились, и решили коверкать схему. 

Для этого Верховная Радость в 2019 году приняла правило №354-IX, который отменял просьба использования посредников, и дали п декабря 2019 и январь 2020 годы на доработку сайта ФГИ, кто должен был делать аминь то же, что и коммерческие сайты, лишь бесплатно. Правда, денег сверху реализацию никто не выделил: у нас отнюдь не настолько большой бюджет.

Автор этих строк в Прозорро.Продажи согласились помочь Фонду – технически, застывшая музыка ІТ-решения с посредниками была хватит похожа на архитектуру нашей торговой системы – с центральной базой данных и площадками. Кончено казалось довольно очевидно: нужно побудить. Спойлер: упрощать оказалось жестоко непросто.

Все что могло направляться не так, пошло безлюдный (=малолюдный) так

Времени на реализацию проекта было чета месяца. В свое время включить нашу аукционную систему Прозорро.Продажи посчастливилось за три месяца купно с центральной базой и площадками, следовательно задача выглядела посильной. Да в деталях все оказалось имеет первостепенное значение запутаннее.

На первой а встрече IT Фонда Госимущества и нашей проектной команды, наш брат получили всю переданную разработчиком центральной базы данных ФГИ техническую документацию. 

Грамота на сорок страниц выглядел внушительно равномерно до того, пока аналитики безлюдный (=малолюдный) выяснили, что это указка к админке с описанием структур данных. Ни тары-бары о том, как нужно взаимодействовать с API центральной базы данных, в нем малограмотный было. Стало понятно, вследствие этого коммерческих площадок было всего-навсего четыре, и они все были связаны посереди собой: просто доступной информации о книга, как разработать подобную площадку неважный (=маловажный) существовало в природе. Также хватит быстро выяснилось, что шипчандлер модуля оценки не озаботился созданием тестового стенда, чего) любое новое подключение разрешается было разработать только одним способом – разгадать, как работает API, причем с первой попытки. 

Со дальнейший проблемой удалось справиться переставать быстро: благодаря сотрудникам IT Фонда наш брат быстро получили клоны виртуальных машин с прежде очищенной базой, и всего по (по грибы) одну ночь удалось пересобрать и пустить на самотек копию аналитического модуля.

Полно еще оставался вопрос с тем, в духе же работает API.

На подсоба пришла команда львовских активистов, которые как и пытались разбить монополию четырех площадок. Никак не имея властных полномочий, они решили предпринять единственно доступное: написать личный сайт, получить аккредитацию и предоставлять в распоряжение услугу за символическую плату, тем самым сделав схему бессмысленной.

Ребята передали трендец наработки. Это не было спасением, а – это был большой кус работы, который сэкономил нам драгоценные пару недель. Автор этих строк получили все, что касалось работы сайта: авторизацию с ролями, разыскание, и, главное, фронтовые формы в (видах всех типов объектов. 

Создание с API не продвинулась, но зато отпала нехватка в формировании интерфейсов. Плюс ко всему, автор этих строк достоверно знали, что синклинорий полей в интерфейсах заведомо верная: передо разработкой активисты провели спецоперацию и сформировали конституция в точном соответствии со структурами данных у посредников Яценко.

По дедлайна – две недели, а подготовленность бэкенда – примерно 10%. Автор в тупике, а на фоне яростный и недоумевающий рынок.

Тогда казалось, ась? за каждой пройденной преградой обнаруживалась всё ещё одна, а за ней вторично. И тут у IT фонда неожиданно нашелся CD-грампластинка (!) с исходным кодом аналитического модуля. В текущий момент задача из статуса вполне невыполнимой перешла в статус под невыполнимой: во-первых, стих оказалось много. Во-вторых, посредь всех участников проекта никак не было ни одного специалиста до .Net – технологии, не имеющей синь порох общего с остальными компонентами нового решения (и старый и малый остальные компоненты разрабатывались возьми различных фреймворках РНР). 

И до настоящего времени же, неделя на измерение кода и у нас есть замысел о работе API. Теперь ключи посредников должны являться деактивированы, и сайт Фонда надобно начать принимать данные об оценке.

Вразумить, как так получилось, что такое? тогда сайт фонда аэрозоль успешно обмениваться данными с тестовым стендом, прежде сих пор сложно. Ежедневная творение до глубокой ночи, луч везения и, пожалуй, вера в триумф – и продуктивная копия сайта развернута и готова посылать первые отчеты об оценке. Готова, а почему-то не шлет. 

Причину посчастливилось локализовать довольно быстро: в различие от тестового стенда, продуктив как работать с аналитическим модулем за шифрованному каналу. Соединение устанавливается, пакеты попадают в тоннель, но оттуда, как изо кроличьей норы, ничего маловыгодный выходит. За день посчастливилось найти и связаться с разработчиками VPN-решения, сколько-нибудь раз пересобрать контейнеры и протестировать несколько версий VPN-клиента бери разных операционных системах. Никак не удалось только обменяться данными с аналитическим модулем.

Слепорожденный проверкой конфигурации выяснилось, что-что при торжественном отключении ключей старых посредников, волею судеб был деактивирован и ключ собственного интерфейса Фонда. Исправили. Успели.

Же через 15 минут потом появления первых пользователей, оказалось, почему мы не успели. Так, что для нас казалось законченным и логичным начинание-процессом, по документам надлежит было функционировать абсолютно не (так. Разбирая код API, документацию, анализируя интерфейсы и модели данных, ужасно было учесть, что вызовы к API должны происходить в совершенно иной последовательности. Хоть бы, по документации, чтобы нагрузить отчет, нужно было наподдать файл и отправить команду в узел, а в реальности – сначала нужно было послать команду, а потом подгружать мнение. 

Наверное, для бизнес-пользователей любое происходившее в интерфейсе было что ли на Страну Чудес на Алисы: знакомые вещи в неожиданных местах и с удивительными логическими связями.

За вычетом этого обнаружилось, что держи сайте не хватает некоторых печатных форм, для которые молчала документация, и которые неважный (=маловажный) попались на глаза авторам фронтенда, потому что их отображение происходило возьми последних этапах работы с модулем, недоступных сверх подачи продуктивных отчетов.

С годами все происходило молниеносно: Вотан меняет логику вызовов к API, дальнейший – делает печатные формы. К 16:00 первые фигура собраны, PDF-файлы генерируются и успешно уходят в печать. Внутреннее тестирование и радиопередача в Фонд для приемки. Постановление ужасен: «Ваши формы, пожалуй, на болгарском, пример прилагается». И в сущности, это именно наши конституция, но на странном языке и с в некоторой части битой кодировкой. Виновным оказался плагин-шептало в браузере. Позже проблема повторялась до сей поры у нескольких оценщиков, но массовой – безлюдный (=малолюдный) стала.

Каждый день начинался с подсчета количества жалоб прошлого дня и классификации различных типов багов, которые нашли невольные тестеры. В личные сведения постоянно писали оценщики, в телефончик звонили все: руководство Фонда госимущества, депутаты, Канцелярия президента…

Но в кризисных коммуникациях подымай выше быть проактивным – открыто разблаговестить о проблеме, и когда она решится, нежели «спрятаться в домик» и потом до сих пор равно получить кризис. Вследствие чего мы пошли к пользователям в группы оценщиков. К приятному удивлению, подавляющая из них восприняли коммуникацию утвердительно и готовы были подождать, понимая, почто после устранения проблем неофит формат работы сэкономит их клиентам аржаны.

В результате, за несколько дней ты да я научили сайт Фонда по чести принимать и регистрировать отчеты соответственно большинству массовых категорий оценки и довели перед ума печатные формы, а равным образом идентифицировали с десяток интересных багов. 

Однако самым загадочным оставалось маловыгодный побежденное направление оценки владенья. Ничем особенным оно далеко не отличалось, кроме того, как будто для работы с ним оценщики получают отдельную лицензию, с оригинальными реквизитами и запутанной логикой. Катамнез про лицензии поступала изо плохо изученной интеграции с неизвестным внешним источником. А потому на тестовом стенде никаких интеграций без- было, то мы еще раз оказались в ситуации, когда пришлось функционировать экспериментально. В этот раз эксперименты дали последствие: путем проверки разных комбинаций вызовов в часть удалось отправить первый как подобает сформированный отчет. Правда, приключилось это уже в середине февраля.

Чему нас научила буква история?

Не бойтесь упрашивать помощи. Общими усилиями и большим желанием позволено достичь больших результатов, и даже если немножко побороть коррупцию. (само собой) разумеется, в процессе может быть муч, но помните, что до сей поры это ради большой хорошей цели.

В открытую коммуницируйте, как бы плохо не то — не то стыдно не было. Другим опять сложнее.  Не забывайте, яко везде обычные люди: и в государственных структурах, и в больших сложных рынках, и в маленьких коммерческих компаниях.

И истинно, государственные айти-системы должны являться с открытым кодом: это безвыгодный только доверие, которого навеки не хватает, но и подходящий момент на качественные и безопасные публичные сервисы.

Колонка написана в соавторстве с Алексеем Соболевым, директором Прозорро.Продажы

До сих пор материалы автора
Если Ваш брат заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Статьи, публикуемые в разделе «Мнения», отражают точку зрения автора и могут малограмотный совпадать с позицией редакции








Напишите нам
критика имущества Прозорро.Продажи Єдина альфа и омега даних звітів про оцінку Единая депо данных отчетов об оценке

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.